sakhalin_beorn (sakhalin_beorn) wrote,
sakhalin_beorn
sakhalin_beorn

Categories:

Сериал «Ведьмак». 1 сезон.


Посмотрел. И сейчас меня просто рвёт на части и потряхивает. С одной стороны – наконец-то сняли сериал по одной из любимейших книг и вроде как даже с размахом. С другой стороны… м-да.
С творчеством Сапковского я познакомился давно, ещё в студенчестве. В одном журнале как-то напечатали несколько переводных рассказов (в 90-е на рынок хлынула масса зарубежных книг разной степени качества) в том числе и рассказ про какого-то ведьмака по имени Геральт, который расколдовывал проклятую принцессу Адду. Рассказ поразил. В отличие от Толкиена, Муркока, Ле Гуин и прочих герои рассказа были грубы, в чём-то циничны, прямолинейны. Это была взрослая фентези. В которой если персонажу хотелось ругаться, он ругался, а если трахаться – трахался. Без каких-либо высокопарных слов. Я рассказал о Сапковском своим друзьям, а те по началу даже отмахнылись: ну что такого могут написать поляки? А позже мы ловили новые книги про Геральта на книжных развалах и читали взахлёб. Спасибо «Азбуке-фентези», кстати.
Весь книжный сериал прочитал мною неоднократно. Раз восемь точно. Очень радовало, что в книге нет явно положительных или отрицательных героев. У персонажей просто разные интересы, разные представления о жизни и мироустройстве, согласно которым тот или иной герой действует и говорит. Очень радовало, что персонажи не произносят высокопарных слов, а если и произносят, то сразу найдётся посторонний, который сие обстебает. Как любителя «ручек» (Доктор, мой муж сошел с ума! Он, когда чай выпивает, съедает ещё и кружку! Только ручку оставляет! – Действительно, сошел с ума! Ведь ручки – это самое вкусное!) я просто пищал на отсылки и пасхалки к нашему миру – помимо переосмысленных и переделанных «хвостов» из сказок Андерсена, Перо и Гримм, описывалось куча всяких нюансов и мелочей, которые вроде бы и не влияли на сюжет, но украшали и оживляли его. Гномы, в частности, добывали в горах не алмазы, а кристаллический уголь, а в подарок могли подарить не изумруд, а «всего-навсего» алюмосиликат бериллия.
Мир ведьмака в книге – это мир одновременно и узнаваемый, и оригинальный. Уникальный, тщательно проработанный и очень привлекательный.
Но перейдём к киносериалу.
Сразу скажу, что ещё с момента выхода трейлера махнул рукой на стероидного ведьмака, чернокожую дриаду и цыганскую Трисс Меригольд. Фиг с ними. Потом правда пришлось махнуть рукой на чернокожего эльфёнка и на битву Калантэ с мужем в первых рядах и на отсутствие бодигардов у нильфгаарского императора. Да на многое пришлось махнуть рукой! А, краснолюды в сериале – карлики из одной экранизации про Золушку… Смешно передвигаясь, с трудом держа бутафорское оружие. Увидев их, я взвыл и захотел побиться головой об стену. Про доспехи нильфгаардцев все уже высказались? Тогда не буду повторяться.
Первая серия началась с падения Цинтры. Оказавшейся флэшбеком. Шта? Нет, я, как прочитавший книгу, могу понять, что это флэшбек, но новички – откуда это поймут? Сначала Калантэ умирает, потом снова живая готовится к битве, а потом готовится выдать Паветту замуж. Зачем это сделали? Можно было хотя бы надпись бросить «За три года до …» или «Прошло 9 месяцев»?
Диалоги. В книге диалоги просто прелесть. Также с массой смыслов и нюансов. В киносериале – тексты диалогов попросту порвали, половину выкинули, а остальное перемешали и выдали актёрам. Отчего они часто говорят невпопад, впустую повторяя книжную фразу, остальное забивая невыразительной отсебятиной.
Сцены. Есть сильные. Поединок Геральта и Ренфри, например, довольно зрелищно получился. Остальное – студенческая постановка усть-мексиканского колледжа. Если посмотреть сериал «Рим», то видно, что актеры в этом Риме живут. Они удивляются, радуются, негодуют, проявляют прочие эмоции. У них это на лице написано! В «Ведьмаке» часто вижу оловянные глаза и неэмоциональную речь. Про мимику молчу. Зачастую тупо прочитали текст с телесуфлёра.
Актёры. Из актёров, на которых смотришь и говоришь «верю!» можно выделить только Тиссаю де Врие. Просто светлое пятно в сером составе. Остальные – в лучшем случае на троечку, но и их можно пересчитать по пальцам одной руки: Лютик, Йенифер, Геральт, Ярпен, Мышовур…всё. Остальные жуют мочалку во сне.
Смысловое наполнение. С этим особенно туго. Нильфгаардские войска окружают Цинтру. Аж человек двадцать по лесу бредут, рассыпавшись, столько же по полю и столько же ещё где-то. Полчища! Орда! Несокрушимая мощь! В «Нетфликсе» трилогию «Властелин Колец» вообще смотрели?
Выше я уже упомянул про «ручки». Вот сцена в книге: Гроза, ливень. Геральт, Цири, Лютик и Йенифер сидят в какой-то корчме. Между делом вскользь кидается размышлизм на тему электричества и природе гроз. Мальчишка, сын хозяина корчмы самоуверенно заявляет что-то вроде «Да надо эту молнию в банку поймать, да закрыть! Тогда в доме и свечей не надо будет!» Его мама одергивает «А ты в конюшне навоз за лошадьми убрал? Занялся б лучше делом, Бенджамин!» Вот она, та «ручка»! Бенджамин! Для тех, кто не в курсе, поясню: Бенджамин Франклин, тот, который на стодолларовой купюре, в своей время увлекался физикой, изучал электрическую природу молнии, первоначально выдвинув предположение о её жидкостной природе. Молнию, по представлению и реального и книжного Бенджамина, можно было поймать в соответствующую ёмкость. Конечно, с этим ничего не получилось, но в итоге Бенджамин Франклин считается не только отцом-основателем США, но и изобретателем громоотвода. Отсылочка-пасхалочка! А что в сериале? А в сериале обучающиеся волшебницы… ловят в бутылки молнии! БЛДЖАД!
Из прочих несуразностей:
- Зерриканки, по книге мало и с акцентом разговорившие на всеобщем, действительно называли Борха Три Галки «самым красивым». Увидев воплощение Борха в золотого дракона, Геральт согласился с ними, но в кино нам показали уродливую крылатую яшерицу желтого цвета. Смауг из Властелина Колец на конкурсе красоты занял бы первое место, Турук-Макто из «Аватара» на втором, а Борха не допустили бы даже до отборочного тура. В жюри - драконы из «Игры престолов».
- Самый талантливый и сильный маг Вильгефорц. Чувак, который отмудохал Геральта, переломав ему ноги. Будучи практически без одного глаза в мгновенно сориентировался, когда его стал грызть высший вампир Регис и уничтожил его. В кино это молодой человек арабско-индийской наружности, способный делать из ничего себе короткий меч. И который слил бой нильфгаардскому императору Эмгыру. Эмгыр при этом даже не вспотел. Фейспалм!
- Геральт под веществами выглядит классно. Бледный, с черными зрачками. Можно было сделать его немного подвижнее, скажем в бою с кикиморой или проклятой принцессой Аддой? Ну хотя бы иногда показывать смазанные движения?
- Отдельные персонажи выглядят и действуют как герои из детского фильма-сказки советских времен. Ну это когда чистые и аккуратно подстриженные крестьяне, рыбаки и красильщики-трубочисты вещают высоким штилем о добре и взаимопомощи. Фейспалм – крестьянка долго убалтывает Цири ехать на деревню к ней. При этом видно, что и крестьянка не тянет на нуждающуюся и Цири – на погорельца. Обе сытенькие, чистенькие в свежих одежках и тэдэ.
- Почему Ренфри не сказала про Тридамский ультиматум? Да, она хотела вытащить мага из его башни, путем вырезания всех крестьян на рынке. На этих крестьян, кстати магу было пофиг.
- Очень невыразительно показана ксенофобия. Она и не может быть выразительная из-за того, что среди всех персонажей намешано куча рас.
АПД. Все-таки не могу не высказаться по поводу расового состава в фильме. Это самый глубокий смысловой провал сериала. Нет, не из-за того, что негры/азиаты/индусы в фильме есть. А из-за того, ГДЕ они есть. Как мы знаем по книгам/играм в мире Ведьмака масса конфликтов и войн произошло на почве ксенофобии и расовой нетерпимости. Люди плохо относятся к эльфам, гномам, низушкам и краснолюдам как представителям нелюдских рас, а внутри отдельных государств – к представителям иных государств. Нелюди платили тем же. Ну допустим, вам до боли хочется внедрить всё расовое разнообразие. Но ведь можно было сделать разграничение по государствам? Пусть бы в Ривии жили бледнокожие люди, в Темерии – смуглокожие, а в Редании – чернокожие. Тогда было бы четкое понимание «плюс-минус» из какого государства тот или иной персонаж. Показывают, например, события в Каэдвене – и мы видим преимущественно азиатов, с небольшими вкраплениями европейцев/негров, а в Вердене – преимущественно европейцев-брюнетов, в Цинтре – блондинов и так далее. Вот тогда бы всякие расовые и ксенофобские конфликты были хотя бы оправданы.
А если взять за основу расовых конфликтов – внешнюю «инаковость», (мы черные – они белые, у нас круглые глаза – у них узкие) вкупе с традиционным проживанием (мы живем у моря, это нормально, а они – в горах, сумашедшие), то различие у представителей нечеловеческих рас должно вообще бросаться в глаза, гораздо ярче чем цвет кожи или разрез глаз.                     

ИТОГ.
Сам сериал похож на пирог в витрине. Пока издали на него смотришь, то вроде ничего. Взяв в руки понимаешь, что кто-то вручную выковырял изюм, начинку положить вообще забыли – просто приляпали часть чего-то сбоку. Ну а если его съесть, то окажется, что пирог ещё и внутри не пропечён.
Ругать, психовать и негодовать по этому сериалу можно ещё много и долго. Но - если/когда выйдет второй сезон, я его тоже посмотрю. Просто за неимением альтернативы.
Tags: кино, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments